Урок 5
Жизненные стратегии
ЖЕРТВА
Для жертв характерно отрицание и преуменьшение своих сил.

Если говорить о треугольнике Карпмана, именно Жертва является драйвером игры, поскольку не готова сменить свою роль. Агрессор ей необходим, чтобы быть жертвой, а Спасатель – чтобы доказать свою беспомощность.

Эго-состояние жертвы - АД/ БД

ХАРАКТЕРНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ ЖЕРТВЫ (БРОШЕННОГО):
- Я не выдержу
- Шантаж
- Обвинения и принуждения
- Пожалей меня
- Принятие решений
- Провокация
Чем больше жертва перекидывает ответственность, тем больше она жертва.
Чем больше человек обвиняет, тем больше он жертва.
Чем больше он призывает "пожалей меня, меня обижают", тем больше он жертва
СПАСАТЕЛЬ
Суть спасения заключается в том, чтобы делать за других то, что они могут и должны делать для себя сами, и делать это в ущерб себе, своим интересам и потребностям.

Мотивы спасателя:
- ОЩУЩЕНИЕ ЦЕННОСТИ И НЕЗАМЕНИМОСТИ
- ЧУВСТВО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ
- ОЩУЩЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ

Эго-состояние спасателя - ЗР, ЗР+АД, КР, КР+СД
Чем больше спасатель спасает и доказывает свою достойность любви и нужность, тем больше он усиливает в себе адаптивного ребенка и тем более несамостоятельным и зависимым он становится
ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ЖИЗНИ СПАСАТЕЛЯ:
- ЛЮДИ РЯДОМ СО МНОЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ
- Я РЕШУ ТВОИ ПРОБЛЕМЫ!
- ЗАПОЛНЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПУСТОТЫ И ОДИНОЧЕСТВА ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
- Я – ЭТО ТО, КАК ОТНОСЯТСЯ, ЧТО ГОВОРЯТ И ДУМАЮТ ПРО МЕНЯ ОКРУЖАЮЩИЕ
- Я ДОСТОЕН ЖИТЬ, НО ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОЛЕЗЕН ЛЮДЯМ
АГРЕССОР
Жертва очень быстро превращается в Агрессора для бывшего Спасателя, а Спасатель очень быстро становится Жертвой бывшей Жертвы
Задание урока
Ответьте на ряд вопросов и поделитесь ими в чате:

1/ Если вы нашли себя в Жертве, перечислите характерные манипуляции, которые вы используете и с кем

2/ Если вы нашли себя в Спасателе, перечислите характерные действия и вторичные выгоды, которые вы получаете.

3/ Попробуйте составить схему про какие либо свои отношения по примеру Димы и Кати (схема эго-состояний и их взаимодействия, а также позиции в треугольнике)

4/ Исходя из уже разобранного материала, кого из своего окружения вы можете определить по ролям? Допишите по 3-5 пунктов, почему так
- жертва
- спасатель
- АД
- БД
- ЗР
- КР
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА САМООСОЗНАВАНИЯ И
ДНЕВНИК ОСОЗНАВАНИЯ - НОВАЯ ВЕРСИЯ


1/ Как я СЕЙЧАС?
Что ощущаю в теле СЕЙЧАС, что чувствую в эту секунду времени, а не утром или днём
- сейчас я ощущаю в теле
- сейчас я чувствую
- сейчас я думаю о

2/ Проанализируйте свою коммуникацию на протяжении дня (один пример)
- из какой позиции вы начинали общение (ЗР, КР, В, АД, СД, БД)
- какую стратегию вы занимали в этой коммуникации (Спасатель, Жертва, Агрессор)? Какой мотив стоял за этим / потребность?
- на какую роль в треугольнике вас сегодня приглашали? Заметили вы это? Ощутили?

3/ Я горжусь собой сегодня за ...
Поделитесь в чате своими осознаниями после урока, д/з и дневником